0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем неудобны песочные часы ответы?

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Елена Андреева
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Вид занятия: комбинированное

Тип занятия: усвоения новых и закрепления ранее приобретённых знаний

Тема: Определение времени по часам

Возраст детей: 6-7 лет

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка, цифры (для будильника, иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.

Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей, мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».

Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.

Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Задачи:

1. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация), развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация), сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье).

2. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Основные части занятия:

1. Сюрпризный момент (появление в группе будильника)

2. Беседа об устройстве часов. Игра «Который час?»

3. Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.

4. Физкультминутка «Тик-так»

5. Игры «Назови часы» (с мячом, «Ходят стрелочки по кругу» (подвижная,

«Режим дня» (развивающая)

6. Посещение музея часов.

Последующая работа: рисование по полученным впечатлениям, игры.

Список литературы:

1. Безруких М. М. ,Филиппова Т. А. Время. Часы// М. : Издательство «Ювента»,2004

2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение,1991

3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени»,ТЦ «Сфера»,2009

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем — подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда «смотрит» минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка «смотрит» вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

Игра «Который час?»

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)

Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это — 1 минута.

Физкультминутка

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Читать еще:  Как украсить веранду

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута — это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.

— Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.

Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

— часы, которые стоят на полу …напольные

— часы, которые висят на стене …настенные

— часы, которые звонят по утрам …будильник

— часы, которые стоят на камине …каминные

— часы, которые работают на батарейках …электронные

— часы с песком …песочные

— часы, которые носят на руке …наручные

— часы на башне Кремля …Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает в центре и произносит вместе с детьми:

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

Воспитатель: Пять часов!

(Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).

Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение Валентина Берестова «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека).

Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

Умею часы узнавать по часам.

Ты прав. Так и есть,

Без пятнадцати шесть!

Спасибо тебе за приятную весть!

Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А сейчас снова игра.

Развивающая игра «Режим дня».

Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.). На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак — 8 часов, прогулка – 10 часов и т. д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.

Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.

Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?

Дети: 12

Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.

(Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)

Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям. А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов, а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились.

Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея «Измерений» по теме «Часы, время», была создана презентация «Этапы развития часов». С целью закрепления.

Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов» Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов».Область:.

Конспект познавательно- речевого занятия «Путешествие в прошлое часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Познавательно – речевое занятие «Путешествие в прошлое часов»»

Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чётко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что».

Развивать исследовательский интерес и любознательность. Воспитывать интерес к занятию.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы, мячик, магнитофон, карандаши, фонарик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Пальчиковая гимнастика «ЧАСЫ»

(Дети сидят на полу (на коленях). «Бегут» пальчиками от пола до макушки.)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком.( Руки скатываются на пол)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

— Ребята, давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом”.

(Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку.)

Утро – день, вечер – ночь, зима – весна, лето – осень,

Понедельник – вторник, среда — четверг, суббота — воскресенье.

— За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра. Хотите послушать? Садитесь на ковёр.- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

Какие звуки вы услышали?

— Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

— Да, эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.

— А будильник, это что такое?(ОТВЕТ )

-Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

«Будильник с вечера заведешь

И спокойно спать пойдешь

Будильник разбудит – не забудет»

— А какие часы вы еще знаете? Посмотрите …

(Показ слайдов С №1,20,21,22,24,25,28,30,33,34,35,36,39,40.)

-Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

— А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

— Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,

В далёком прошлом окажись.

(сели на стульчики)

Вот мы с вами и попали туда, где древние люди изобрели первые часы, это солнечные часы (Слайд№5 ,7)

Есть солнечные часы

Всех часов предки

сейчас они редки

Циферблат на земле лежит

А по небу солнышко бежит .

Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.

Читать еще:  Пруд на дачном участке своими руками

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

-Какие часы придумали древние люди?(Солнечные часы)

(Индивидуальная работа с детьми.)

Всегда ли можно определить время по этим часам?

-Да, в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

— За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.

(Показ слайда водяных часов №10)

-В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой наливали воду.

Капля за каплей вода переливалась из одного сосуда в другой, ее становилось все меньше и меньше, и как вода перельется, значит прошло, сколько — то времени.

Как называются эти часы? (ОТВЕТ)

Как вы думаете, удобны ли водяные часы в использовании? (ответ)

-Да, в эти часы нужно было все время подливать воду, а это было неудобно.

— Затем человек создал песочные часы. ( стих)

Бывают часы песочные — очень точные

В них песчинки текут – секунды бегут.

Как песчинки собрались

холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так минутка и прошла.

На какие часы они похожи? (Ответ)

— Да, только вместо воды насыпан песок. Эти часы нужно постоянно переворачивать, а песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.

(Показ слайда песочных часов № 13)

-Песочные часы используются и сейчас. А вы знаете, где используется такие часы? (ОТВЕТ)

Чем неудобны такие часы? ( ОТВЕТ)

-ДА, песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы, их в карман не положишь и на стену не повесишь.

-Давайте мы сейчас отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь,(наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

— А что это за предмет, зачем он здесь?(свечка)

-Это тоже были часы, на ней начерчены полоски, сколько воска растает по полоске, столько прошло часов.

Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (ОТВЕТ)

-ДА, огонёк в таких часах можно легко задуть, или потушить мог ветер или дождь.

-Людям с такими часами было не удобно и они придумали очень простой механизм и смастерили большие часы, повесили их на высокой башне. (показ слайда № 17 )

Но почему то эти часы людям тоже не нравились, как вы думаете почему?

-Прошло время, человек улучшал механизм часов и до сегодняшнего дня люди используют его

-Чтобы часы “пошли” мы их заводим, пользуясь специальной кнопкой — ушко.

Саша, скажи, как называется завод у часов? (Маша, Даша и др.)

-Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

Почему часы называют механическими?

-ДА, внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие и чтобы эти часы шли их нужно заводить каждый день.

Что мы видим, глядя на часы?

(Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)

-Называется циферблат, повторите это слово

— С тех пор часы меняли только свою внешность.

— Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы.

В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)

— Чем отличаются механические часы от электронных?

Да, у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока. Их не нужно заводить

— Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

-Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, А я хочу проверить ,как вы запомнили все предлагаю нарисовать часы о которых мы говорили

— А сейчас нам обратно пора, в настоящее.

«Раз, два, три – вокруг себя ты повернись

И в детском саду окажись.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение представлений детей с нарушениями речи о зимующих птицах, формирование умений подбирать глаголы, обогащение словаря детей.

В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе.

ТЕМА: «Русская каша – сила наша»ЦЕЛЬ: Продолжать закрепление знаний здорового питания о пользе каши в рационе детского питания.Задачи образовательных областей. Познания и .

занятие позволяет познакомить детей с понятием «Линия жизни», научить детей строить простую систему линия жизни.

Часы! Какая распространеннаяивсеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском садуи на космодроме, на .

Обобщить знания детей о значении воды в природе и в жизни человека; развивать интерес к опытническо-исследовательской деятельности; воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать трудо.

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками животных (лошади, быка, медведя, кошки). Формировать словарь по теме.2.

Зачем нужны песочные часы

Песочные часы являются особым механизмом, который создан человеком для получения сведений об одном из самых загадочных явлений на планете – времени. Стараясь объяснить принцип действия механизма, совершенно не представляется возможным не затронуть сам процесс, для которого он создан. И поэтому важно понять саму специфику времени, для того чтобы получить правильный ответ на вопрос, зачем же действительно нужны песочные часы.

Время и его роль в жизни человека

Современная наука объясняет, что такое время в трех разных физических явлениях:
1. Классическая физика и квантовая механика.
2. Теория относительности.
3. Временная ось.
В классической физике время является неизменным и абсолютным. Если песочные часы купить, то, в идеальном варианте, они будут отмерять секунды и минуты бесконечное количество раз с одинаковой скоростью. Сходная теория наблюдается и в квантовой механике. Но в отличие от физики, здесь имеет место быть временная ось.

Согласно Эйнштейну и его теории относительности, скорость времени может изменяться. Хотя уравнения, доказывающие это правило, схожи в Т-симметрии с квантовой механикой.

Ось времени это уже элемент некоторых категорий механики. Согласно им, ни одна из существующих теорий в физике или механике не определяет этот вектор. Современные ученые пытаются решить «проблему оси времени» до сих пор.

История песочных часов

Еще в древние времена была подмечена периодичная смена сезонов. Вероятнее всего в те моменты и было решено создать для себя время – величину, которая отсчитывает прожитые события. И с целью постоянного и быстрого способа узнать оставшийся период до какого-либо дня, создаются первые часы.

Читать еще:  Печь в баню из кирпича своими руками

Впервые песочные модели, согласно историческим хроникам, были созданы еще в Древней Греции. Принадлежали они тогдашнему божеству Кроносу, которое изображалось с ними на каждой статуе или картине. В реальности это были два сосуда с равными углублениями. Между ними устанавливался лист металла или дерева. Нередко их заменяли слюдой или стеклом. Тем не менее, из-за постоянного трения, материал истирался, а часы отсчитывали неправильное время.

Другие источники указывают на то, что первые песочные часы были созданы в Азии еще о появления летоисчисления. Некоторые сведения затрагивают и Архимеда, который якобы обладал бутылочными часами.

В Европе датой начала использования этого хронометра становится конец средневековья. В 1 339 г. во Франции был создан мельчайший песок, который добывали из мраморной крошки, проколачивали в вине и сушили под лучами Солнца.

С тех пор изделие постепенно совершенствовалось, пока не стало таким, которым мы можем видеть его сейчас.

Практическое применение песочных часов

Песочные часы на 3 минуты могут использоваться и в современном мире. Хотя большинство и них заменили цифровые секундомеры, некоторые узкопрофильные специалисты все же продолжают их применять.

Песочные часы на 5 минут можно встретить в лечебно-профилактических учреждениях, лабораториях, учебных заведениях. Здесь они играют роль, в большинстве случаев, экспонатов, которыми до сих пор пользуются. В медицине ими нередко засекают небольшие отрезки времени, которые необходимы для оказания помощи пациенту или строго регламентированной процедуре.

1 минута может оказаться решительной для физика или химика, который привык проводить различного рода эксперименты. Именно для этой цели и используются песочные часы, отсчитывающий этот минимальный промежуток.

Песочные часы на 15 минут нередко используются учителями. Особенно популярны такие изделия не в простых местных школах, а элитных университетах, работающих по старым проверенным методикам. Песочные часы такого формата считаются наиболее подходящим решением отсчета времени для проведения, например, какого-либо испытания.

К сожалению, из-за появления электроники, часы, секундомеры и таймеры существуют повсеместно. Они встроены в наручные аксессуары, мобильные телефоны, компьютеры. Потому время песочных часов, как серьезного механизма давно отошло в историю. Сегодня отсчитать 10 минут может даже микроволновая печь. А, некогда серьезный прибор, становится игрушкой и необычным сувениром для тысяч людей по всему миру.

Делу время, а веселью час

Современные, доступные в продаже изделия могут стать прекрасным подарком. Для детей они становятся первым шагом в освоении простых законов физики. Потому родители стремятся пораньше привить своему подрастающему чаду тягу к науке. В обычных забавах с необходимостью подсчета времени, можно смело применять песочные часы.

В качестве игрушки деревянные красивые модели используются и взрослыми людьми. Их нередко дарят сотрудникам, близким друзьям и даже родственникам. Это необычайно красивые, искусно изготовленные песочные часы, которые устанавливают на рабочие столы в офисах.

Нередко подобные хронографы с песком устанавливают как элемент декора, создавая особый стиль интерьера.

И лишь некоторые люди хранят их как часть многовековой истории, как память о важном событии или просто забавную безделушку.

Принцип действия

Песочные часы даже современного изготовления редко можно считать эталонным прибором, способным точно отсчитать время. И этому имеется вполне научное объяснение.

Настольные песочные часы состоят из двух колб, небольшой трубочки между ними и оправы. Внутри имеется песок, который в сувенирной продукции подкрашивается необычным цветом. Под действием силы тяжести, он падает из верхней колбы в нижнюю по трубочку или узкому горлышку. В нижней же части имеется некоторое количество воздуха, который и вытесняется сыпучим материалом.

Недостатков у песочных часов оказывается очень много. Это и небольшой промежуток отсчитываемого времени, и неточность показаний. Среди достоинств выделяется минимальная стоимость изделия, которое худо-бедно отсчитывало секунды. Такое изделие в металле мог позволить себе даже бедный человек. Особое место в истории песочных часов уделяется судоходству. С их помощью моряки узнавали о смене вахты и скорости перемещения по воде. Естественно, несменным прибором они считались у медиков, вплоть до начала ХХ века.

Песочные часы: виды и другие интересные факты

Песочные часы — хранитель времени на нашей планете! Это один из старейших часовых механизмов. Он был придуман и воплощен в реальность даже раньше, чем началось наше летоисчисление. Только никто так и не сможет узнать, кем был тот гениальный человек, представивший ход всего времени в виде песочных часов. Истории доподлинно неизвестно, кто смог облачить такое неудержимое понятие в стеклянную колбу, наполненную кварцевыми кристаллами.

Вхождение часов в историю

Европа в Средние века активно пользовалась этим гениальным устройством для определения своего времени. Известно, что средневековые европейские монахи не представляли своей жизни без часов. Также моряки нуждались в том, чтобы понимать течение времени.

Часто использовались песочные часы, которые вели отсчет времени только полчаса. Длительность пересыпания песка из верхней части колбы в нижнюю могла быть и около часа. Несмотря на свою точность, (а часы славились именно этим), такое изобретение в будущем перестало быть популярным у людей. Хотя изобретатели очень старались и в попытках совершенствования песочных часов дошли даже до того, что смогли предоставить обществу огромную стеклянную колбу способную вести отсчет времени — 12 часов.

Как устроено «песочное» время

Для получения более точных данных о времени в производстве этого устройства использовалось только прозрачнейшее стекло. Внутри колбы делали идеально гладкими, чтобы ничто не смогло помешать песку, беспрепятственно осыпаться в нижнюю емкость. Горлышко, соединявшее две части песочных часов, снабжалось специальной регулирующей диафрагмой. Через ее отверстие крупинки равномерно и беспрепятственно переходили из верхней части в нижнюю.

Время — песок

Для более точного хода часов его главный элемент — песок — подвергали тщательной подготовке:

  • Красноватая цветовая гамма содержимого часов получалась посредством жжения обычного песка и переработки его через множество самых тонких ситечек. Такие сита даже не давали шанса плохо отшлифованной и не растертой песчинке «проскочить» в общую массу.
  • Пески светлой гаммы получали из обычной яичной скорлупы. Скорлупа сначала тщательно выбиралась. После неоднократной просушки и промывания ее подвергали поджариванию. Затем наступала пора измельчения — для будущего песка. Кусочки скорлупы несколько раз перемалывались и подвергались прохождению сквозь уже знакомые нам сита мелких фракций.
  • Свинцовая пыль и пыль из цинка также использовались в виде песка для таких часов.
  • Известны случаи измельчения мрамора в тонкую пыль, для наполнения песочных видов часов. В зависимости от цвета мрамора получалось черное или белое содержимое колбы.

Несмотря на то что время песочные часы показывали наиболее надежнее, чем другие виды, их тоже приходилось менять. Стеклянные, идеально гладкие внутри изделия спустя некоторый период покрывались микроцарапинами. И, естественно, от этого начинала страдать точность хода часов. Наиболее предпочтительным для пользователей этого устройства являлось наличие часов со свинцовым наполнителем. Он, благодаря своей равномерной зернистости, меньше портил внутренности колбы, от этого часы дольше служили.

В наши дни часы, наполненные сыпучим содержимым, чаще всего используют как украшение для интерьера. А за дорогими старинными моделями, задекорированными драгоценными элементами, ведут охоту любители антикварных вещей.

Кстати, есть некоторые места, где использование этого изобретения не прекращалось даже в 20 веке. Такие изделия отсчитывали время в залах суда. Правда, имели они автоматизированный опрокидывающий механизм. Также телефонные станции широко использовали песочные часы. Из-за их короткого цикла часы отлично справлялись с указыванием времени в коротких переговорах по телефону.

Ссылка на основную публикацию